grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

45. Напряжение бодхисаттвы

Краткое описание: 
Сазонов В.Ф. 45. Напряжение бодхисаттвы [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2018: [сайт]. Дата обновления: 29.03.2018. URL: http://kineziolog.su/content/44-izbavlenie-ot-stradaniy (дата обращения: __.__.201_).

Однажды тринадцатый Бодхисаттва заметил, что его ученики начали прямо-таки обожествлять его и преисполнились готовностью ему поклоняться.

Недолго раздумывал и напрягался бодхисаттва над тем, как избавить их от этого порочного заблуждения. Как-то раз он собрал их всех вместе и объявил, что задаст им решение превосходного коана, способного существенно приблизить их к просветлению. И когда всё напряжённое внимание учеников было устремлено на него, он объявил им свой коан:

- Является ли бодхисаттва истинным бодхисаттвой в тот момент, когда он напряжённо тужится, испражняясь?

Услышав такое от своего учителя, ученики разинули рты, многие смущённо отвели в сторону глаза, другие прикрыли руками рты, маскируя пробивающийся смех, а самые преданные даже попадали в обморок! Сам же бодхисаттва стал опасаться только одного: того, что после смерти в его честь могут соорудить золочёную статую с надписью: "Бодхисаттва Напряжённый ".

22\04\2018

© 2018 Сазонов В.Ф. © 2018 kineziolog.su.

Ваша оценка: 
0
Голосов пока нет

Комментарии

КОАН (яп. "загадка", кит. "гунъаньК") — средство стимулирования мысли, поиска, напряженной работы мозга; одной из двух важнейших практик буддизма Чань (яп. "Дзен"), помогающей в достижении состояния У (яп. "Сатори"). Первоначально в китайском языке термином "гунъань" обозначался официальный документ в судебной практике, но с 8 в. — это истории из жизни патриархов Чань-буддизма, которые наставник предлагает адепту в качестве интеллектуальной задачи. Коан обязательно содержит парадокс, который решить рациональным способом невозможно. В классической средневековой литературе буддизма Чань (Дзен), содержащей изречения, диалоги, вопросы и загадки, фиксировались лишь высказывания, вызывавшие, по утверждению наставников Дзен, состояние У (сатори).

Письменно коанов зафиксировано более 2000, из них 1700 гунъаней. Классические примеры: "Удар двумя руками — хлопок, а что такое хлопок одной рукой?" (В качестве ответа, поиск которого мог длиться годами, предполагалось полное молчание.) Вопрос ученика: "Что есть Дзен?" Ответ наставника Дзен: "Кипящее масло над огнем". Вопрос ученика: "Кем является Будда?" Ответ наставника Дзен: "Тремя цинами воска". Вопрос ученика: "Говорят, что все многообразие сводится к единому, но может ли быть уменьшено единое?" Ответ наставника Дзен: "Когда я был в районе Дзина, у меня был плащ весом в 7 цин". Следовательно, любой вопрос, с точки зрения наставника Дзен, абсурден, т. к. вопрошающий, вычленяя факт из единства бытия, тем самым уже детерминирует его. Ответ наставника Дзен абсурден по той же причине. Однако весь диалог иллюстрирует тождественность любого высказывания, тем самым имея смысл в системе буддизма Чань (Дзен): за внешним, кажущимся абсурдностью и нелепостью коана, необходимо отыскать глубокий внутренний смысл, отыскать наиболее удачный парадоксальный ответ.

Примеры коанов: 1) "Однажды монах спросил Шао-шаня: "Существует ли высказывание, которое не было бы ни истинным, ни ложным?" Шао-шань ответил: "В белом облаке не увидишь ни следа уродства". 2) "Три монаха: Сю-фэнь, Чжинь-шань и Йень-тоу — встретились в саду храма. Сю-фэнь увидел ведро с водой и указал на него. Чжинь-шань сказал: "Вода чиста и отражает образ Луны". "Нет, нет, — сказал Сю-фэнь, — это не вода, это не Луна". Йень-тоу перевернул ведро".

Коан должен полностью завладеть сознанием ученика, вытеснив прочие мысли, затем после ментального перенапряжения наступает внезапный прорыв, и смысл коана становится понятным. Многие коаны стали нормативными и их передают следующим поколениям. Два наиболее известных китайских сборника К. "Бияньлу" ("Записки у бирюзовой скалы") и "Уменьгуань" ("Застава без ворот") составлены в 11—13 вв. Эти сборники применяются и японскими наставниками Дзен, которые в направлении Риндзай-сю буддизма Чань (Дзен) отдают коанам предпочтение перед сидячей медитацией Дзадзен (см. Дзадзен): адепту Дзен предлагают решать цепочку коанов один за другим.

С. В. Силков

 

Гун-ани (по-японски "коаны") имели огромное значение в сотериологическом учении буддизма китайского (позже японского) направления - школы чань (по-японски "дзен"), в основе которого лежит концепция внезапного просветления ("самадхи" на санскрите, или по-японски "сатори"). Сборник «Би янь лу» («Записки у Лазурной скалы», или «Речения с Лазурного утеса») представляет собой полное собрание исторических парадоксов, известных как гун-ани, и является одним из наиболее выдающихся канонических текстов в письменной традиции школы чань.

Результаты научного исследования этого сборника гун-аней можно найти, например, в диссертации:

dissercat.com/content/sbornik-gun-anei-bi-yan-lu-kak-pamyatnik-pismennoi-traditsii-shkoly-chan