grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Естественнонаучная картина мира

Естественнонаучная картина мира

Цель естествознания — познание окружающего нас мира и формирование непротиворечивых умозрительных моделей объектов нашего познания. Построенные модели доказывают свою адекватность реальности тем, что позволяют нам более эффективно пользоваться этой реальностью в своих интересах. Поэтому конечная цель естествознания - наиболее эффективное использование мира в интересах человека.

Совершенно очевидно, что подобная задача никогда не будет до конца выполненной, так как наши модели никогда не смогут полностью отразить реальность, поскольку являются лишь её моделями.

Тем не менее, научное знание всегда стремится быть максимально системным, полным и целостным. И поэтому естествознание стремится к созданию системной общей естественнонаучной картины мира, где определенным образом взаимоувязаны все основные положения и разделы естествознания.

Естественнонаучная картина мира - это система важнейших принципов и законов, лежащих в основе функционирования и развития мира Природы, проверенные и доказанные представления об устройстве мира.

В описании такой картины мира, как правило, используют­ся понятные современникам аналогии и символи­ка. Но с течением времени по мере обнаружения новых научных фактов естественнонаучная картина мира меняется, чтобы соответствовать новому уровню развития естественных наук. В формировании такой обобщенной картины мира наиболее важное значение приоб­ретают концепции и теории, наиболее развитые в конкретный исторический период, пришедшие из наиболее развитых отраслей естество­знания. В то же время некоторые другие разделы естественнонаучного знания могут оставаться или вообще невостребованными, или малопроявленными, второстепенными.

Так, в античности сформировалась специфическая картина мира, разграничивающая совершенный небесный Космос и несовершенный земной мир. При этом Космос обозначал, например, у древних греков всякую упорядоченность, согла­сованность, совершенство, в противовес неупорядоченному, несовершенному Хаосу. Человек представал при этом, с од­ной стороны, как микрокосмос, порождаемый макрокосмо­сом, Вселенной, а с другой, — как безвольная игрушка в ру­ках богов и Природы. Вселенная, природный мир совершают некий кругооборот своего движения, символизируя цикличность, повторяемость всех природных процессов и явлений. Ведущая роль в такой картине мира принадлежала астрономии, математике, мифологии. В ней активно использовались по­нятные людям античности символы — колесо, огонь, лук и стрелы, колесница. Разумеется, подобная картина мира еще не может быть названа научной, поскольку сочетает элементы научных представлений с религиозными и мифологическими. Положение существенно меняется, например, в условиях европейского Возрождения, отражая изменения общих пред­ставлений во взглядах на мир и место человека в нем. Мыслители этой эпохи стремились объяснить существование единого бесконечного материального мира из него самого, неза­висимо от деятельности внешней потусторонней силы — бо­жества, — понимая его как мир, подчиняющийся единому закону причинно-следственной связи. Развивались атомис­тические представления о строении материи, а также пантеи­стические идеи, суть которых в отождествлении Бога и При­роды, в растворении Бога в Природе. А движущая сила рас­сматривалось как неотделимое от материи разумное начало — мировая душа, архей — активная жизненная сила, вечный божественный разум. Как видим, и в этой картине мира еще не очень явно выделено научное начало, и научные представ­ления причудливо переплетаются с вненаучными — магичес­кими, эзотерическими.

Метки: 
Ваша оценка: 
3.733335
Средняя: 3.7 (75 проголосовавших)