Проблемы детской сексуальностиКраткое описание: Рассматриваются проблемы формирования сексуальности в детстве. Даётся классификация вариантов половой морали и полового воспитания. Предлагается управление процессом освоения межполовых отношений с помощью поведенческих игровых тренингов. Дано описание таких тренингов и их результатов. Проблемы детской сексуальностиВ.Ф. Сазонов (Рязань) Научно-практическая конференция "Сексуальная культура и сексуальное здоровье нации", Москва, 12.05.2002 (ahmerov.com/book_716.html)Секс и дети, как справедливо считает большинство людей, - несовместимые понятия. Дети должны быть ограждены от секса и сексуальной жизни взрослых. Это естественно, ведь ограждают же детей от взрослой работы и прочих взрослых нагрузок. Однако это вовсе не значит, что не совместимы такие понятия как дети и сексуальность. Общепризнанным в настоящее время фактом является то, что сексуальность человека начинает формироваться еще до рождения, активно формируется в детском и подростковом возрасте и продолжает развиваться и изменяться вплоть до смерти. Сексуальность в общем виде - это способность к осуществлению полового поведения. Она предполагает способность человека участвовать в размножении и получать от этого удовольствие. К сожалению, в настоящее время понятие сексуальности еще недостаточно осмыслено и определено. Мы придерживаемся представлений о том, что сексуальность существует и проявляется сразу на четырех уровнях: биологическом, психологическом, социальном и духовном. Духовный уровень можно было бы еще назвать "идейным", если бы он не включал в себя эмоционально окрашенные чувства. В каждом уровне, по нашему мнению, возможно выделение отдельных подуровней. Так, в биологическом уровне можно выделить анатомический и физиологический подуровни. В психологическом -эмоциональный и когнитивный, бессознательный и осознанный. В социальном - поведенческий и моральный. В духовном - любовный, энергетический, ценностный, религиозный, идеологический. На наш взгляд, в сексуальности целесообразно выделять также две стороны: внутреннюю, отражающую субъективные психические переживания, и внешнюю, отражающую поведение человека. В доказательство сошлемся, например, на У. Мастерса с соавторами (1998), которые разделяют половую самоидентификацию (половую принадлежность) и половую роль. Самоидентификация - "это индивидуальное, личностное ощущение себя мужчиной или женщиной. Напротив, половая роль есть индивидуальное проявление принадлежности к мужскому или женскому полу в социальной обстановке; В вашей терминологии это, соответственно, внутренняя и внешняя стороны сексуальности. Мы считаем, что анализ любого проявления сексуальности с позиции указанных четырех уровней и двух сторон повышает его методическую ценность. Рассмотрим, например, такое понятие как половое поведение. Половое поведение не ограничивается только репродуктивным поведением, т. е. поведением, обеспечивающим воспроизводство (размножение). Было бы упрощением рассматривать половое поведение только на биологическом уровне и сводить цели полового поведения человека к реализации только одной видовой биологической потребности - производству потомства. Половое поведение имеет также гедонистическую мотивацию, т. е. получение индивидом сексуального удовольствия и сексуального удовлетворения, что можно рассматривать в рамках психологического уровня, и, конечно, социальную мотивацию - установление межличностных контактов, реализацию социальных установок, изменение социального статуса и т. д. К духовной мотивации можно было бы отнести идеи самосовершенствования и саморазвития личности, освоение чувства любви и глубокой интимности, реализацию своих духовных качеств через общение с сексуальным партнером, который становится в этом случае духовным партнером, а также воплощение в личной половой жизни идейных убеждений (в частности, религиозных). В широком значении этого понятия половое поведение присуще не только взрослым, но и детям. Ни у кого не вызывает сомнений, что сексуальность дается человеку не сразу от рождения, а продолжает формироваться в послеродовый период. Все люди как одну из сторон индивидуального развития проходят процесс полового развития, во время которого происходит формирование половых признаков человека, определяющих его половую принадлежность, и складывается индивидуальная сексуальность. В работах по сексологии обращается внимание та то, что половое развитие осуществляется как в психосексуольном, так и в соматосексуальном направлениях. Эти направления соответствуют двум из четырех упомянутых нами уровней: психическому и биологическому. Удивительно, что если соматосексу-альное развитие еще как-то отслеживается "заинтересованными сторонами", а именно родителями, врачами и самими детьми, то психосексуальное развитие осуществляется совершенно спонтанно и бесконтрольно. Никто его не диагностирует, никто не направляет, хотя основные возрастные периоды психосексуального развития описаны и охарактеризованы в сексологической литературе (см., например, Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1986; Сексология, 1995; Мастере У. и др., 1998). Мы хотим подчеркнуть, что психосексуальное развитие не направляется даже современным половым воспитанием, половым просвещением и половым образованием. Идеи проведения полового воспитания опираются на формирование сексуальности преимущественно на социальном уровне, что можно назвать социосексуольным направлением. Половое воспитание в существующем виде предназначено для выполнения социального заказа по формированию у детей и подростков социально приемлемого полового поведения и передаче им социально признанной половой морали. Половое воспитание слабо влияет на духовно-сексуальное развитие молодежи. Точно так же как и психический уровень полового развития, духовный уровень остается вне сферы целенаправленного воспитания и зачастую вне сферы осознанности. Его осваивают и формируют религия, произведения искусства, в частности, литература, и практика семейной жизни в родительской семье. Не следует забывать и пресловутую "улицу", т. е. сверстников и приятелей более старшего возраста. Результаты наших опросов показывают, что в формировании "сексуального мировоззрения", если можно так выразиться, принимает определенное участие также и сексуальный партнер. В конце XX века Д.Н. Исаев и В.Е. Каган (1981, 1986) поставили вопрос о необходимости и целесообразности "выделения детской сексологии, предмет которой составляет системное изучение динамики и отклонений психосексуальной (биологической, индивидуально-типической и социальной) дифференциации и функционирования на дорепродуктивных этапах развития человека". Эта дисциплина, по мнению указанных авторов, была необходима для врачей-педиатров: "педиатр может не быть сексопатологом, но практическим детским сексологом он быть обязан". Но непосредственно с детьми работают, все-таки, большую часть времени воспитатели, учителя, психологи и родители, а не врачи. Мы считаем, что в настоящее время становится актуальной постановка вопроса о психолого-педагогическом сопровождении психосексуального развития детей. Психолого-педагогическое сопровождение психосексуального развития не тождественно понятию полового воспитания. Оно должно обеспечивать не столько социализацию в половой сфере, как более привычное для нас половое воспитание, сколько гармоничное формирование сексуальности человека. Конечно, важно также выявлять и корректировать отклонения от нормального психосексу-ольного и психосоматического развития детей и подростков, но не менее важной, на наш взгляд, задачей является, если можно так выразиться, "нормализация" развития больших групп детей. Для этого следует создавать условия, способствующие нормализации психосексуального развития и оптимальному становлению детских форм сексуальности. Мы исходим из идеи о том, что смысл половой жизни заключается не в повышении сексуальности, а в создании двумя партнерами гармоничной половой пары, получающей взаимное удовлетворение в половом общении и обеспечивающей полноценную сексуальную реализацию обоим партнерам. Смысл психолого-педагогического сопровождения, таким образом, состоит в обеспечении личностных свойств, необходимых для создания гармоничной половой пары и в формировании моделей поведения, подходящих для создания и поддержания гармоничной семьи. И, с другой стороны, целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение и поддержка личностного сексуального развития, точнее, развитие сексуальности на психологическом, социальном и, возможно, даже но духовном уровнях. Говоря о смысле и целесообразности развития детской и подростковой сексуальности в оптимальных рамках, соответствующих половозрастным нормам, и вместе с тем учитывающих особенности индивидуального развития, следует помнить о конечной цели - сексуальности взрослого человека. Можно афористично сказать, что проблем детской сексуальности не было бы, если бы они не порождали проблемы во взрослой половой жизни. Действительно, как показывает практика сексологического консультирования и психотерапии взрослых, большинство сексуальных проблем "родом из детства". Поэтому психолого-педагогическое сопровождение психосексуального развития детей и подростков можно считать профилактической работой, которая способствует нормализации и коррекции зрелой сексуальности. Центральное место в этой работе, на наш взгляд, должна занимать гармонизация отношений между полами, которую мы предлагаем реализовать через повышение культуры межполовых отношений, начиная с детского возраста. Полноценное проявление сексуальности предполагает наличие половой зрелости. Применение многоуровневого подхода к анализу сексуальности позволяет выделить различные аспекты половой зрелости человека. При таком подходе половая зрелость определяет не только физическую способность к половому поведению и к репродукции, но также и психическую, социальную и духовную способность. Биологическая зрелость - это физическая способность к половому акту и зачатию. Физиологическая зрелость - способность переносить без ущерба для здоровья половые сношения, а для женщин к этому добавляется еще и беременность и роды. Психологическая зрелость - способность переносить без ущерба для здоровья психические нагрузки сексуальных отношений и межличностных отношений в интимном общении. Социальная зрелость - ответственность за последствия своего полового поведения, ответственность за состояние партнера, ответственность за выращивание детей, а также экономическая состоятельность. Социальная зрелость подразумевает также способность вписаться в общество, соответствовать его требованиям. Духовная зрелость -способность к любви, к контролю над своими чувствами, способность к возвышенным чувствам, способность к саморазвитию, к самосовершенствованию, к совершенствованию партнерских отношений. Психолого-педагогическое сопровождение полового развития, на наш взгляд, должно способствовать процессу достижения половой зрелости на психологическом, социальном и духовном уровнях. Как мы уже писали ранее (Сазонов В.Ф., 2000), половое воспитание зависит от половой морали, в которой мы выделили несколько базовых вариантов. Предлагаем ниже восемь типов половой морали. Базовые типы половой морали, определяющие характер полового воспитания: — Репрессивная (запретительная) - основана на системе запретов и ограничений, передается путем назиданий и поучений. — Народная (этническая, традиционная), обыденная - основана на системе подражания принятым обычаям и поведению старшего поколения в бытовом общении. Существует в виде устного и ментального комплекса. Чаще всего не осознается. — Наивная (спонтанная), самопроизвольная - основана на недостатке информации по половым вопросам и попустительстве. Передается как позиция невмешательства и игнорирования половой тематики. — Анархо-либеральная (бесконтрольная) - основана на личной половой свободе. Передается путем подражания при взаимодействии в бытовом общении и от партнера к партнеру как личный опыт. Провозглашает принцип вседозволен-ности. Главный недостаток - свобода одного может неизбежно ограничивать сексуальную свободу другого. — Культурно-либеральная (самоуправляемая) - основана на научном подходе и саморегуляции. Главная идея - повышение половой культуры и культуры общения. Предполагает самоограничение и ответственность за партнера. Требует одновременно и раскрепощения, и самоконтроля. Предполагает образование, обучение и развитие качеств, необходимых для половых отношений. Демократическая (идеализированная) - основана на правиле "золотой середины". Предполагает умеренную позицию. Предполагает равенство партнеров. — Синтетическая (объединенная). Синтетическая - не существующая - стремится собрать все хорошее из разных систем. — Эклектическая (смешанная, реальная) - реально складывается из смеси различных воззрений. Противоречивая. Как правило, такова личная мораль на практике. — Психолого-педагогическое сопровождение полового развития лучше всего вписывается в культурно-либеральную модель половой морали и соответствующего ей полового воспитания. Практическое проведение психолого-педагогического сопровождения полового развития требует проведения определенной работы. С этой целью нами разрабатывается два главных направления. Первое направление - это целая система анкетирования, которая не только дает психологам и педагогам информацию, но также способствует развитию полового самосознания. Дети и подростки, отвечая на вопросы анкет, начинают лучше понимать самих себя и осознавать личный путь психосексуального развития. Важно, что вопросы анкет не содержат сведений сексуального характера, анкеты не просвещают, а помогают понять самого себя. — Второе направление - это система сексологических тренингов, способствующих личному психосексуальному развитию (Сазонов В.Ф., Сайфуллин А.К., 2000). Ряд тренингов носит характер небольших сочинений на заданную тему и по определенному плану. Например: "За что я не люблю девочек", "За что я не люблю мальчиков", "Какая девочка мне бы понравилась", "Какой мальчик мне бы понравился". В таких сочинениях дети самовыражаются, они могут сбросить эмоциональное напряжение, могут лучше понять свое отношение к противоположному полу. Для более старшего возраста, вплоть до взрослого, мы предлагаем сочинение "Письмо любимому человеку", которое пишется по специальному плану, способствующему отражению розных сторон сексуальности и, соответственно, эмоциональному отреагированию. Результаты сочинений "Письмо любимому человеку" подробно были описаны и оценены в студенческих дипломный роботах, где показано все разнообразие индивидуальных психоэмоциональных реакций и возрастные особенности реагирования. Особый класс тренингов представляют психотренинги межполового общения, в которых нормализация психосексуольных реакций детей и подростков достигается в неявной игровой форме. Например, тренинг "Выпросить подарок" предельно прост. Мальчики получают задание: попросить что-нибудь у любой девочки (ручку, учебник и т.п.). Побеждает тот мальчик, который соберет наибольшее количество предметов. Затем предметы надо с благодарностью вернуть тем девочкам, у которых они были взяты. После этого в качестве поощрения и позитивной модели поведенческой стратегии мы предлагаем мальчикам-победителям рассказать всем участникам, как они добились таких "выдающихся результатов". Девочек просим рассказать, почему именно этому мальчику они решили дать на время свой предмет. Тому, кто видел, кок мальчики в 5-6 классах "воюют" и девочками и "воруют" у них мелкие вещи, чтобы неосознанно привлечь к себе их внимание, не надо объяснять всю ценность предлагаемого нами тренинга. С его помощью удается удивительно легко нормализовать детские межполовые отношения. В качестве парного тренинга, где главным действующим лицом будут девочки, мы предлагаем тренинг "Уступи место". Девочка просит любого мальчика уступить ей место. Мальчик может уступить, а может и не уступать, если не хочет. (Забавно наблюдать, как ведут себя мальчики, получившие как бы власть и самостоятельность!) Побеждает та девочка, которой уступали места наибольшее число мальчиков. Девочки-победительницы рассказывают всей группе, как им удалось добиться таких хороших результатов. Этим мы пропагандируем позитивную и успешную модель межполового общения. Затем мальчики рассказывают, каким девочкам было приятнее всего уступать места, кто лучше всех просил, закрепляя позитивные модели поведения. В наших учебных экспериментах в студенческих группах, обучающихся по курсу "Культура межполовых отношений", даже студенты старших курсов признавались, что открывали для себя что-то новое в этих тренингах. Для младших и средних возрастных групп школьников хорошо зарекомендовали себя тренинги на основе игры в "Ладушки". Эта парная игра вырабатывает навыки психофизического взаимодействия с партнером и очень полезна для нормализации межполового взаимодействия. Мы рекомендуем проводить ее в виде конкурсов: на лучшую мужскую пару, на лучшую женскую пару и, наконец, на лучшую смешанную пару. Хороший эффект также дает оценка парной сыгранности. Важно положительно оценить индивидуальную динамику пар: например, на сколько вырос уровень данной пары за неделю или за месяц. Данные студенческих дипломных работ говорят о том, что лучшим показателем является не скорость выполнения движений, о их продолжительность, то есть время непрерывной игры пары без сбоев и ошибок в движениях. В такой игре могут принимать участие все смешанные пары донного класса. Самым сложным из разработанным нами поведенческих психотренингов является коммуникативная игра "Сбор команды". Методика проведения этого тренинга и оценка результатов отрабатывалась под нашим руководством в целом ряде студенческих дипломных робот. В частности, в дипломной работе Н.П. Сенниковой (2001) описаны результаты целой серии из 10 однотипных коммуникативных игр, проведенных в 10-х классах. Сущность полоролевого коммуникативного тренинга Игра заключается в том, что мальчики делают девочкам предложения пойти с ними, войти в состав их "команды", а девочки либо соглашаются, либо отказываются. Каждое элементарное взаимодействие между партнерами символизируется условной игровой карточкой, сделанной из бумаги. (Введение денег или их эквивалента в качестве символа переводит играющих из сферы межполовых и межличностных отношений в сферу торговых.) Итак, каждое элементарное взаимодействие (или "трансакция") "олицетворялось" карточкой. Игроки выкладывали карточку на общее игровое поле (парту) в случаях осуществления трансакций, или элементарных взаимодействий. Правилами допускались несколько вариантов трансакций. Трансакциями считались следующие действия партнеров: мальчик делает предложение девочке: "пойдем со мной", и кладет карточку; девочка говорит в ответ: "я подумаю", т.е. она не соглашается и не отказывается, и кладет карточку; это неопределенность, приглашение к продолжению игры; девочка говорит: "нет, я не согласна", кладет карточку и тут же забирает себе все карточки с игрового поля; это решительный отказ, прекращение данного этапа игры; мальчик после уклончивого ответа девочки ("я подумаю") говорит: "ну и думай", - кладет карточку и тут же забирает все карточки с игрового поля; это прекращение данного этапа игры; девочка говорит: "хорошо, я согласна", - кладет карточку и тут же забирает себе все карточки с игрового поля, "выходит" с мальчиком, выключаясь из дальнейшей игры. Итак, в каждом случае при прекращении взаимодействия партнеров карточки забираются с игрового поля все сразу. Нетрудно заметить, что требования игры были различными для мальчиков и девочек. Цель игры для мальчиков: собрать в свою команду как можно больше девочек и при этом оставить у себя как можно меньше карточек. Цель игры для девочек: выйти с каким-либо мальчиком (по своему выбору), т.е. войти в его команду, но перед этим набрать как можно больше карточек. Побеждает девочка, у которой оказалось больше всех карточек, конечно, при условии, что она вошла к команду к одному из мальчиков. Общие стратегии поведения имитировали процесс ухаживания с преподнесение даров и предложением общения. Мальчики играли активную "мужскую" роль, а девочки - пассивную "женскую". На наш взгляд, это полезно для закрепления гетеросек-суальной ориентации. В наших тренингах на одного мальчика приходилось, как правило, по две-три девочки. Предварительно эмпирическим путем было установлено, что игра лучше всего идет, когда у каждой девочки имеется по три корточки, а у каждого мальчика - по семь корточек. По нашей просьбе после каждой игры победители рассказывали классу, как они добились успеха. По своему желанию проигравшие рассказывали о причине своей неудачи. Таким образом, был запущен механизм, описанный X. Ремшмидтом (1989) как "процесс преодоления трудностей": первичная оценка ситуации с эмоциональными компонентами; оценка собственных возможностей, включая возможную поддержку со стороны окружающих; на основе неудач и новой информации - третичная оценка проблемы; новая постановка задачи и формирование нового альтернативного поведения. Для того, чтобы облегчить взаимодействие, чтобы снять напряжение между мальчиками и девочками условно было принято, что мальчики будут выступать в роли менеджеров, а девочки - в роли специалистов. Игра заключалась в том, что менеджеры должны были набирать себе в команду специалистов. Таким образом, мы лишали тренинг в глазах участников явной половой окраски. Полоролевые отношения маскировались функционально-ролевыми. Наблюдая за действием мальчиков в серии игр, мы обратили внимание на то, что игровые действия можно разбить на 3 этапа: — Инициатива, или подход. Этот этап характеризуется тем, сколько девочек мальчик пытается вовлечь в свою команду. Сколько он делает подходов к девочкам. Насколько он опережает других мальчиков, которые фактически конкурируют с ним. — Тактика, т.е. взаимодействие с девочкой в отдельном игровом эпизоде. Этот этап характеризуется тем, сколько карточек мальчик тратит на взаимодействие с девочкой. Умеет ли он определить тех девочек, от которых получить со- гласив наиболее вероятно, и обратиться со своим предложением именно к ним. Умеет ли он уговаривать. — Стратегия, т.е. конечный результат усилий мальчика по мобилизации девочек в свою команду. Этот этап характеризуется тем, выходит ли девочка в результате переговоров вместе с данным мальчиком, а также тем, сколько девочек в конечном итоге вошли в команду мальчика. Каждый этап важен для достижения общего высокого результата. Успех на каждом предыдущем этапе повышает шансы на высокий конечный результат. Проведя серию игр в 10 классе, мы получили следующие результаты: От первой игры к последней увеличивается количество подходов мальчиков к девочкам (0,481 против 0,629), т.е. мальчики стали более предприимчивыми, активными. Они стали смелее подходить к девочкам со своими предложениями и вовлекать их в игру. Средний индекс первоочередности практически остался прежним. Это можно объяснить тем, что индекс очередности либо не связан с успехом, либо находится в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем позже мальчик подходит к девочке, тем больше у него шансов на успех. От первой игры к последней наблюдается увеличение КПД на 18,26% (0,2063 против 0,3889), т.е. улучшается использование игровых карточек для "мобилизации" девочек. Количество выходов девочек с мальчиками увеличилось на 7% (0,15 против 0,22), т.е. действия мальчиков стали более успешными и они стали выводить больше девочек. Таким образом, по изменению показателей (количество подходов мальчиков к девочкам, КПД количество выходов девочек с мальчиками) можно сделать общий вывод: стратегия игры улучшилась. Можно сделать общий вывод, что коммуникативные тренинги помогают в выработке стратегий для преодоления трудностей на стадии взросления, помогает школьникам в психосексуальном развитии, повышают культуру межполовых отношений. Метки: Ваша оценка: |