grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Краткое описание: 
Ладохина И.Ю. СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2017: [сайт]. Дата обновления: 25.09.2017. URL: http://kineziolog.su/content/sodeystvie-razvitiyu-roditelskih-kompetenciy-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti (дата обращения: __.__.201_).

Ладохина И.Ю., кандидат педагогических наук,
педагог-психолог,
МБОУ «Гимназия №5»,
Россия, г. Рязань


СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

   

    Последние годы психолого-педагогическое сообщество широко обсуждает вопросы, связанные с трудностями взаимодействия педагогов и родителей учащихся школ. Стремление к взаимному уважению и пониманию семьи и школы – процесс, требующий специальной работы. Современная семья, для которой характерны малодетность, возросшее число повторных браков, ослабление связей со старшим поколением, уход от традиций в воспитании и выстраивании семейных ролей, находится перед непростым выбором моделей воспитания и практических рекомендаций из множества разнообразных, порой противоречащих друг другу. Эта ситуация требует активного развития образовательных программ для родителей. Еще В. А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех, и уделял много внимания организации педагогического просвещения.
    Сегодня недостаточно просто знаний, для педагогов принципиально важно по-другому выстраивать отношения с родителями, а, именно:
- используя партнерские позиции во взаимодействии;
- оказывая психолого-педагогическую помощь в организации семейного воспитания (родители находятся в состоянии стресса и перегрузок);
- вовлекая родителей в совместную с детьми деятельность;
- содействуя развитию родительских компетенций, которые повышают эффективность и результативность воспитания и развития ребенка, создают системность в действиях родителя.
    Опираясь на программу TUNING («Настройка образовательных структур»), мы разработали 14 основных родительских компетенций:
1. умение организовывать свободное время членов семьи;
2. создание благоприятных условий для взаимодействия ребенка с родственниками;
3. помощь ребёнку в преодолении сложных ситуаций;
4. защита ребёнка от негативного влияния;
5. способность разрешать конфликты конструктивным способом;
6. способность принимать на себя ответственность за события,
происходящие в семье;
7. умение сотрудничать со специалистами, принимать их помощь;
8. умение находить и анализировать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных технологий;
9. вовлечение ребенка в организацию домашней жизни;
10. организация режима дня ребенка;
11. обучение ребенка навыкам общения с другими людьми;
12. умение мотивировать ребенка на полезную деятельность;
13. способность к кооперации (совместной деятельности с ребенком);
14. умение контролировать ребенка.
    Нами выделены этапы развития компетенций: 1) получение психолого-педагогических знаний, 2) апробация и тренировка умений, навыков,
3) доведение их до свободного применения на практике (владения).
Например, формирование умения организовывать свободное время членов семьи связано с прохождением следующих этапов:
1) знание возрастных возможностей и интересов ребенка и других членов семьи;
2) умение выбирать вид деятельности, способствующий развитию или отдыху членов семьи;
3) владение умением договариваться и организовывать совместную деятельность детей и взрослых.
    Для тренировки умений и навыков важно предлагать совместную, педагогически выверенную деятельность для родителей и детей, вовлекать родителей в школьную жизнь. Важная задача – это выработка единых требований к воспитанию детей, на этом фоне компетенции будут восприниматься однозначно и легче применяться на практике.
    Предложенная система работы способствует не только передаче родителям знаний в сфере воспитания, но и развитию кругозора, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формированию гуманистических ценностей. Это составляет специфику компетентностного подхода. Таким образом, категория компетенции со временем содержательно наполняется личностными составляющими, получает свое развитие в рамках педагогической практики и семейного воспитания.
 

25\09\2017

© 2017 Ладохина И.Ю. © 2017 kineziolog.su.

Ваша оценка: 
2.5
Средняя: 2.5 (2 проголосовавших)