Типология учебных исследованийКраткое описание: Библиографическая ссылка для цитирования: Сазонов В.Ф. Типология учебных исследований [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2022: [сайт]. Дата обновления: 29.09.2022. URL: https://kineziolog.su/content/tipologiya-uchebnyh-issledovaniy (дата обращения: __.__.20___). _________________________ Типология учебных исследований учащихся Учебные исследования школьников можно дифференцировать по различным основаниям: целям, объекту, используемым методам, времени и месту проведения, продолжительности, количеству участников и др.
По целям:
По содержанию:
Теоретические исследования могут осуществляться лишь посредством изучения и контентанализа литературы, но могут предполагать применение и более сложных методов работы: моделирования (в том числе компьютерного) и проектирования. По методам различаются и экспериментальные исследования, например, по физике это могут быть: при изучении волнового движения — осциллографический и спектральный методы, при изучении тепловых явлений — калориметрический метод; при изучении свойств электрических и магнитных полей — метод зондирования; при измерении сопротивлений — методы замещения и компенсационный; электрические методы при измерении неэлектрических величин и др. Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — научно обоснованный опыт, с помощью которого проверяют справедливость выдвинутой гипотезы. Эксперимент в отличие от наблюдения характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипуляции с одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта при минимизации количества изучаемых параметров. По времени и месту проведения: Урочные или внеклассные (внешкольные). Урочные проводятся на уроках и факультативных занятиях. При этом они выполняют двойную роль: 1) помогают учащимся самим добыть новые знания, которые входят в учебную программу; 2) способствуют развитию их исследовательских умений. На уроках учащиеся могут выполнять отдельные элементы исследований, наблюдать полный цикл исследовательской деятельности, осуществляемый учёными (например, на видео), сами выполнять целостные исследования. При этом могут проводиться нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок-творческий отчёт, урок-защита выполненного исследования и др. Учащимся могут предлагаться домашние задания исследовательского характера. Внеклассные исследования по содержанию охватывают более широкий, чем учебная программа, контекст: они могут быть межпредметными и выходить за рамки учебных предметов; могут проводится в рамках ученического научного общества, подготовки к конференциям, конкурсам исследовательских работ, на базе лабораторий исследовательских учреждений. По продолжительности:
Исследования могут выполняться отдельными учащимися или их группами. При этом участники могут быть как из одного класса или школы, так и из различных школ или даже стран. Это возможно благодаря применению телекоммуникационных средств (чат, форум, видеоконференция, электронная почта и др.). Выбор тем При выборе тем учебных исследований полезно учитывать рекомендации, сформулированные А. И. Савенковым на основе эксперимента. Тема должна: ● быть интересной ученику, она должна его увлечь. Исследовательская работа учащихся, как и всякое творчество, возможна и эффективна лишь при условии добровольного в ней участия; ● быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования; ● быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности, необычности; ● быть такой, чтобы работа была выполнена качественно, но относительно быстро; ● вызывать интерес не только у ученика, но и у его руководителя; ● быть обеспечена ресурсами. Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в учреждении образования должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Источники: https://infourok.ru/statya-metod-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-obrazov... Ваша оценка:
|