Тринадцатый БодхисаттваКраткое описание: Определение понятий: притча, бодхисаттва, бодхисаттва Тантры, бодхисаттва Махаяны, тринадцатый бодхисаттва. Притчи о тринадцатом Бодхисаттве Притчи - это короткие поучительные истории, часто содержащие дополнительный скрытый смысл, не всем одинаково доступный. Более полное определение притчи: Притча — это короткий поучительный рассказ, написанный в дидактико-аллегоричной форме, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость), выраженную в неявном виде, и зачастую имеющий многозначный смысл, в отличие от, например, басни.
Тринадцатый БодхисаттваЦикл притч про тринадцатого Бодхисаттву (бодхисатву) навеян мне рассказанными друзьями притчами о седьмом Бодхисаттве. Поскольку нет ничего удивительного в том, что новое воплощение может прийтись на седьмое поколение, считая от предыдущего, то тринадцатый Бодхисаттва вполне законно имеет сходные черты с седьмым Бодхисаттвой. Он является вымышленным персонажем, и посему всякое сходство его с реальными бодхисаттвами является чисто кармическим и совершенно случайным! Бодхисаттва - это человек, осознанно ступивший на путь просветления и решивший не сворачивать с этого пути. Мало того, тринадцатый Бодхисаттва ещё и заворачивает на этот путь своих учеников! С помощью традиционного орудия монахов - дорожного посоха... Кстати, возникает любопытная аналогия по поводу числа тринадцать, применённого к бодхисаттве... В священной буддийской Ступе Просветления (Ступе победы над всеми препятствиями) есть элемент, состоящий именно из тринадцати колец (типа детской игрушечной пирамидки). Эти тринадцать колец в составе Ступы символизируют "Десять Сил" (то есть десять аспектов мудрости Будды) плюс "Три существенных воспоминания" (то есть знание трёх времён: прошлого, настоящего и будущего). Так что в целом получается тринадцать признаков мудрости... Понятие "бодхисаттва"Вот какое разъяснение понятия «бодхисаттва» ("бодхисатва") приводится на сайте abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Bodhisattva.htm: Бодхисаттва (пали: bodhisatta, санскр.: बोधिसत्त्व bodhisattva, буквально "[устремлённое к] пробуждению/просветлению существо, или просто пробуждённое/просветлённое существо"; тиб.: byang chub sems dpa, буквально "чистый просветлённый настрой"). Этот термин часто ошибочно применяется ко всем людям, стремящимся развить бодхичитту – желание достичь состояния будды для освобождения всех живых существ от страданий. Однако в Сардхадвисахасрика праджняпарамита сутре бхагаваном было разъяснено, что термин "бодхисаттва" может быть применён только к существу достигшего определённого уровня осознавания – первую бхуми (землю бодхисаттвы), а до этого момента его называют "джатисаттва". Это учение разъясняется в трактате Нагарджуны "Праджня" ("Мудрость"). В эзотерическом аспекте бодхисаттва - это существо, которое, став святым, решает переродиться среди обычных людей, чтобы помочь им достичь просветления С этой целью бодхисаттва даёт обет спасти все живые существа. После этого он проходит шесть «переправ» (санскр. парамита). Их названия — «щедрое даяние» (санскр. дана), «соблюдение заповедей» (санскр. шила), «терпение» (санскр. кшанти), «продвижение к сути» (санскр. вирья), «спокойное размышление» (санскр. дхьяна) и «мудрость» (санскр. праджня). Главный его обет заключается в том, что бодхисаттва делает свои страдания своей радостью, а страдания других - своими страданиями. Это - основа его практики. Существует два вида Бодхисаттв: 1) Бодхисаттва Махаяны (Большой Колесницы). 2) Бодхисаттва Тантры. В основе деятельности Бодхисаттвы Большой Колесницы лежит добро, то есть совершение благих дел. Его поступки хороши и для себя, и для других. Это - главный признак Бодхисаттвы Махаяны. Поэтому, если какие-то действия для него приносят плохую карму, а для других - хорошую, т.е. являются вредом для него и пользой для других, то в таком случае Бодхисаттва Махаяны не будет предпринимать никаких действий. А вот Бодхисаттва Тантры, в противовес ему, считает наивысшей задачей практики приносить пользу другим, пусть даже и накапливая плохую карму для себя. Вести свою благую деятельность, зная о перспективе падения за это в Скверные миры - это требует значительных душевных сил и духовной зрелости. Заниматься практикой во вред себе ради пользы для других - именно это характерно для Бодхисаттвы Тантры. Судя по тому, что легендарный тринадцатый Бодхисаттва лупил своих учеников посохом, не считаясь с накоплением за это себе отрицательной кармы, он принадлежал к типу Бодхисаттвы Тантры. Это означает, что душа его сильнее, чем у Бодхисаттвы Махаяны и что он в подлинном смысле обладает Священной Любовью. На картинках изображён Бодхисаттва Майтрея (санскр. Maitreya, пали Metteyya, тиб. byams pa – [Чам-па], букв. "Дружелюбный", "Благожелательный", "Любящий", производное от санскр. maitrī = пали mettā – дружба, дружелюбие; любящая доброта, святая любовь) – бодхисаттва семейства Ваджра. Бодхисаттва Майтрея, как правило, изображается золотисто-жёлтого цвета. На верхней картинке он держит оранжевый цветок, устраняющий беспокоящие эмоции. Есть также изображение, где Майтрея держит в левой руке драгоценный сосуд с амритой (санскр. amṛta – нектар бессмертия), его правая (или же левая) рука сложена у груди в витарка-мудре (жест во время диспута, санскр. vitarka - проницательность, рассмотрение; обучающий божественной мудрости). Голову Майтреи венчает небольшая ступа. Ступа символизирует Будду Шакьямуни, основоположника буддизма, а положение её на голове означает, что Майтрея выражает ему и его Учению высшее почтение. Бодхисаттва Майтрея символизирует любящую доброту будд и бодхисаттв, святую любовь. Он также символизирует чувство зрения. Грядущий Татхагата, прихода которого ожидают после Будды Шакьямуни, также известен под именем Майтрея. Метки: Ваша оценка: |