Дифференциальная психофизиологияКраткое описание: Учебные материалы по дифференциальной психофизиологии. В данном разделе представлены основные учебные материалы по дифференциальной психофизиологии. Определение понятияДифференциальная психофизиология - это научная и учебная дисциплина, которая изучает индивидуальные и типические различия между людьми, обусловленные их психофизиологическими особенностями. Используется для дифференцированного подхода к обучению и организации деятельности, а также для профессионального отбора. Дифференциальная психофизиология (ДПФ) - это направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин ввёл В.Д. Небылицын в 1963 году. В ДПФ используются два методических подхода: 1) сопоставление физиологических и психологических .параметров, полученных в независимых экспериментах, 2) изучение изменений физиологических функций во время реализации той или иной деятельности. Основной системой взглядов в ДПФ является концепция свойств нервной системы, развитая применительно к человеку Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным. Она берёт своё начало от работ И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Для ДПФ. характерны: исследование отдельных свойств нервной системы, а не типов в целом; признание у одного и того же свойства многих проявлений, образующих синдром; выделение в синдроме основного показателя, соответствующего определению данного свойства; отказ от оценочного подхода. Психологически свойства нервной системы проявляются, согласно Б.М. Теплову, в формально-динамических характеристиках поведения, прежде всего в особенностях темперамента. Обычно в ДПФ исходят из представления о первичности нейрофизиологического уровня:свойств нервной системы, которые рассматриваются как независимая переменная, а психологические свойства рассматриваются как вторичные - как зависимая переменная. Однако имеются данные, свидетельствующие и о возможности обратных влияний психических процессов на нервные. Ваша оценка:
|