Способности и одарённостьКраткое описание: Характеристика и сравнение способностей и одарённости. Способность и одарённость Часто употребляются как синонимы. Способности имеют 2 значения: 1) широкое, общепсихическая потенциальная возможность должна определяться видом деятельности. У любого человека есть способности к любому виду деятельности, но с разной способностью. 2) дифференциальные способности различные у разных людей. а) Задаток – врождённый потенциал. б) Свойства (качества) = задаток + развитие + среда. в) Способность = свойство + практика (деятельность). Потенциальные / Реальные (ученики) (специалисты) Способности = преимуществам. Способности = результативность при энергетических затратах (и временных). Одарённость Одарённость = способности + задатки + креативность + активация (внутренняя > внешняя) = успешность в деятельности. Одарённость отличается от способности тем, что не просто результат, а успешный результат. Успешность ограничивается прижизненным признанием. Понятие способности связано со специализацией. Известное деление на касты в рабовладельческих обществах привело в жизнь идею специализации. Понятие о способностях в науку ввёл Платон, а в отечественной психологии развил Платонов. Платон считал, что люди различаются по способностям к управлению, земледелию, ремеслинечеству. Подчёркивал идею неравенства людей по способностям. Сага Хуана Уарое – подчёркивал идею специализации. Выдвинул идею использования природных способностей. Соотношение врождённого и приобретённого в способностях Врождённое. Задатки – Ф. Гальтон. На основании его работ - направление евгеника. Евгеника опасна, в соединении с национализмом и расизмом. Биологическая точка зрения – человечество накапливает груз – высокая детская смертность, жестокий отбор. Вопрос отношения врождённого и приобретённого до сих пор актуален и нерешён. 1910 Бине предложил темы для изучения теста QI. Там замерялись память, внимание, воображение и др. Они измеряли уровень развития свойств. В. Штерн предложил измерять индекс интеллекта (IQ) в 1900 году, ввёл понятие дифференциальная психофизиология. Различал одарённость реактивность и спонтанную. Реактивная – на внешней стимуляции. Спонтанная одарённость на внутреннем побуждении, и присуща человеку на высоких ступенях развития. Он понимал одарённость как общепсихологические предрасположения, т.е. как тотальное качество. До сих пор идут споры, включать же в понятие способности приобретать опыт. Великие просветители стояли на точке зрения, что воспитание может всё, и переоценивали роль приобретённого в способностях. Способность – совокупность свойств личности обеспечивающих эффект деятельности. Она обращается к разным задаткам. Это комплекс качеств и задатков. Идею способности как совокупности качеств поддерживают Ковалёв, Мясищев. Одарённость тоже можно считать совокупностью способностей (так считал Теплов). На сколько обучение развивает способности? Существуют особые способности: 1) способности к обучению; 2) способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Они положительно влияют на все другие способности. Проблема отбора К. Платонов. Вне деятельности способностей нет. Задатки Это анатомо-физиологические особенности мозга, которые определяют физиологические и психические особенности человека. Платонов считал задаткам – психические процессы. Бодалёв – психические функции. Вывод: проблема задатков в науке не решена. С начала деятельности существующие задатки, после формируются способности. М. Теплов, считал, что, из способностей можно исключить знания и умения, за это его критиковали Ковалёв и Мясищев. С другой стороны Платонов считал, что после положения об отсутствии врождённых способностей и ошибочно и методологически неверно. Он считает, что в задатки надо включать элементарные процессы. Инертность нервных процессов задатков. Ваша оценка:
|