grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Технология учебной деятельности

Краткое описание: 
Методические рекомендации для студентов, как лучше учиться, изложенные доступным языком.

Предупреждение: Лучше не читайте этот раздел (если только не хотите разобраться в том, что такое технология), а сразу переходите к дочерним страницам!

Дочерние страницы:

Понятие технологии

“Технология (от греческого techne — искусство, ремесло, наука + logos — понятие, учение) — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов”. (Словарь иностранных слов.

Но я предпочту дать своё рабочее определение понятия технологии:

Технология - это совокупность приёмов и способов действий, обеспечивающих успешное протекание контролируемого процесса, приводящего к запланированному конечному результату.

Технологию с определённой осторожностью можно применять и к учебной деятельности, для того чтобы достичь запланированного результата. Тогда мы получим технологию учебной деятельности. Правда, важнейшей проблемой здесь является именно моделирование конечного результата и его параметров. Надо ответить на ключевой вопрос: Какие конкретные показатели подтвердят, что результат учебной деятельности достигнут?

И тут неожиданно может оказаться, что результаты-то могут быть разными!

Результаты технологического процесса:

1. Желаемый результат - тот, которого мы хотим. Но он не всегда может быть отчётливо сформулированным. И тогда получается по словам Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда!"

2. Запланированный результат - тот, который мы планируем получить. Он, к сожалению, не обязательно совпадает с желаемым. Потому что интуитивно хотим одного, а планируем совершенно другое! ((

3. Оценочный параметр - он вообще может неожиданно появляться как бы сам по себе или "по указанию сверху", быть слабо связанным с желаемым и планируемым результатом и смазывать всю картину! ((

Оценочный параметр - это тот показатель, который можно реально оценить, сравнить с эталонным и сделать вывод об успешности или неуспешности оцениваемой по нему деятельности.

4. Отчётный показатель. Но на практике в дополнение к оценочному параметру или даже в противовес ему обычно существует также отчётный показатель. И часто работа технологической системы подстраивается именно под отчётные показатели, а не под оценочные параметры и тем более - не под запланированные или желаемые результаты! ((

Отчётный показатель - это тот показатель, который учитывается управляющей структурой для последующего оказания управляющих воздействий.

Итак, какие результаты способна выдавать технологическая система, когда формализованно осваивается технология?

Этапы формализации технологии

1. Желаемые результаты. Технологический процесс применяют энтузиасты, которые получают в конце концов после многих неудач желаемые результаты. Обычно это результат творческого применения неполностью осознаваемой технологической цепочки.

2. Запланированные результаты. В творческий процесс внедряется планирование - и на смену желаемым результатам приходят запланированные.

3. Оценочные параметры. Для стандартизации и вопроизводимости технологического процесса устанавливаются оценочные параметры - и процесс начинает подгонять свои параметры под оценочные вместо того чтобы выдавать запланированные результаты.

4. Отчётные показатели. Для нужд управления процессом вводятся обязательные отчётные показатели - и контролируемый процесс начинает выдавать вместо результатов именно эти отчётные показатели! Теперь технологическая цепочка работает не на результат - а на отчёт! Отчётность в ажуре - начальство в гламуре! Производственная технология постепенно начинает подменяться, а затем и вытесняться бюрократической. Производственный процесс начинает мешать отчётному, т.к. имеет неприятное свойство создавать проблемы и портить отчётность. Кардинальное решение - сократить до минимума производственный процесс, сохранив и усилив отчётный. Что и наблюдается повсеместно в современных условиях...

Технологические этапы

Обычно технология подразумевает разбиение общего процесса на отдельные этапы и осуществление промежуточного контроля за прохождением каждого этапа. Следовательно, должна существовать система оценивания результатов каждого из этапов.

Важнейшим компонентом любой технологии должна быть разная реакция управляющдего механизма на промежуточный результат прохождения каждого отдельного этапа процесса. Если результат данного этапа положительный (зачётный), то можно переходить к следующему этапу, но если он отрицательный (не зачётный), то нельзя переходить к следующему этапу.

Пока данный этап не пройден с запланированным для него результатом - нельзя переходить на следующий этап!

Если этого не предусмотрено, или если это не выполняется, то у нас нет практической технологии. В лучшем случае у нас есть теоретический алгоритм процесса, который не обязательно реализуется в условиях практики. К сожалению, это часто встречается в так называемых "педагогических технологиях". ((

Ваша оценка: 
3.272725
Средняя: 3.3 (11 проголосовавших)