Вопросы по Возрастной анатомии и физиологии (доц. Белова О.А.)ВОПРОСЫк оценке знаний студентов по дисциплине«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ и ФИЗИОЛОГИЯ»
1. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология ». Краткие исторические сведения о развитии дисциплины. 2 . Этапы развития и становления гигиены в России и в Рязанской губернии. 3. Основные закономерности физиологического развития человека в онтогенезе. 4. Современная схема возрастной периодизации. Акселерация и ретардация. Факторы, влияющие на рост и развитие детей и подростков. 5. Оганизм человека как единое целое. Общая характеристика систем, органов, тканей. Понятие «рост» и «развитие». 6. Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Понятия акселерации, ретардации, децелерации. 7. Характеристика основных возрастных периодов развития ребёнка. Основные компоненты развития. 8. Состояния здоровья школьников, как критерий оценки влияния факторов внешней среды. 9. Общие понятия о системогенезе и гетерохронии. Системогенез как общая закономерность развития ребёнка в эмбриональном и постнатальном развитии 10. Этапы внутриутробного развития. Влияние внешней и внутренней среды на развивающийся плод. Критические периоды развития ребёнка 11. Здоровье и физическое развитие ребёнка. Основные показатели, характеризующие физическое развитие ребёнка, связь со школьной зрелостью. 12. Основные факторы, влияющие на развитие ребёнка. Критические сенситивны) периоды развития. Особенности. 13. Рождение ребёнка. Изменение в организме ребёнка в момент рождения. Влияние наследственных факторов и среды на рост и развитие ребёнка. 14. Учение о постоянстве внутренней среды организма (К.Бернар). Гомеостазис и определяющие его факторы (У.Кеннон). Понятие надежности биологической системы. 15. Общие принципы строения нервной системы, её возрастные особенности развития. Эмбрио - и онтогенез нервной системы. 16. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Значение нейроглии. 17. Рефлекс и рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы (их различие). Условные рефлексы у детей разного возраста. 18. Возрастные особенности развития нервной системы ребёнка 19. Строение спинного мозга. Простая рефлекторная дуга. 20. Значение работ Р.Декарта, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина в изучении функций центральной нервной системы. Условные и безусловные рефлексы. 21. Формирование условных рефлексов у детей. Понятие транзиторных рефлексов. Учет этих особенностей в процессе обучения. 22. Торможение условных рефлексов. Виды безусловного и условного торможений. Значение условного торможения для обучения. 23. Понятие о сенсорных системах, (отличия понятий «органы чувств», «анализаторы», сенсорные системы). 24. Учение И.П.Павлова о структуре анализатора. Значение анализаторов для психического развития ребёнка. 25. Возрастной аспект формирования анализаторной системы. Значение зрения и слуха для развития речи. 26. Виды рецепторов и синапсов. Особенности развития в онтогенезе. 27. Пластичность типов высшей нервной деятельности – как важнейшая особенность воспитания, обучения и перевоспитания характера человека. 28. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах отражения действительности, их значение для психического развития ребёнка. Развитие речи. 29. Две сигнальные системы действительности. Формирование второй сигнальной системы действительности у детей и подростков. 30. Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову и сопоставление их с понятиями темпераментов по Гиппократу. 31. Динамический стереотип и его роль в процессе обучения и воспитания детей и подростков. Периоды «ломки» динамического стереотипа. Особенности подросткового возраста. 32. Типологические особенности высшей нервной деятельности у детей и подростков и их учет в процессе обучения и воспитания. 33. Учение о лево- и правополушарных людях. Особенности леворукости. 34. Эмоции. Психофизиологический механизм эмоций. Роль эмоций в воспитании и обучении учащихся. 35. Речь, психофизиологические механизмы ее формирования. Сигнальные системы. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. 36. Возрастные особенности слухового аппарата. Профилактика нарушения слуха у учащихся. 37. Проблемы внимания в возрастной физиологии. 38. Физиология научения. 39. Физиологические компоненты работоспособности учащихся. 40. Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность и освоение профессии. 41. Особенности обучения леворуких детей. 42. Биоритмы человека и их взаимодействие с окружающей средой. 43. Возрастные особенности органов дыхания. 44. Возрастные особенности развития скелета и его отделов. 45. Возрастные особенности мышечной системы. Мышечный тонус, мышечная масса и сила мышц подростков. 46. Центральные аппараты управления движениями. Двигательные программы. 47. Координация движений. Выработка двигательных навыков учащихся в профессиональной деятельности. 48. Школьная мебель. Подбор и расстановка мебели. Рабочая поза учащихся. 49. Сознание, общение и речь. 50. Особенности реакций организма подростков на физическую нагрузку. 51. Возрастные особенности органов пищеварения. 52. Обмен веществ и энергия в подростковом возрасте. 53. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации. 54. Зрительный анализатор и его возрастные особенности. Гигиена зрения 55. Гигиена слухового анализатора. Особенности строения у детей. 56. Строение и значение опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика развития костно-мышечной системы в различные возрастные периоды. 57. Строение черепа ребёнка в различные возрастные периоды, особенности. Внешние признаки. 58. Особенности строения позвоночника, образование лордозов и кифозов. Сколиоз и его профилактика. 59. Основные физиологические изгибы позвоночника ребёнка, их образование и значение. 60. Осанка, виды осанки. Значение опорно-двигательного аппарата на различных этапах его развития. 61. Строение мышечной системы. Особенности развития мышечной системы ребёнка и подростка в различные возрастные периоды. 62. Перечислите основные функции и свойства скелетных мышц. Классификация. Скелетных мышц. Расскажите о развитии и возрастных особенностях скелетных мышц. 63. Пищевод и желудок, их строение. Особенности на различных возрастных этапах. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Роль желчи и панкреатического сока. 64. Тонкий и толстый кишечник. Особенности строения, пищеварения в тонком и толстом кишечнике. 65. Требования к химическому составу пищевого рациона детей школьного и дошкольного возраста. Понятия общего и основного обменов веществ. Белковый, жировой и углеводный обмены веществ, возрастные особенности и регуляция. 66. Требования к режиму питания и распределению суточной калорийности по приемам пищи. 67. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей различных возрастов. Особенности строения верхних, средних и нижних дыхательных путей. 68. Значение носового дыхания для ребёнка. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. 69. Возрастные особенности строения сердечно-сосудистой системы. Особенности строения сердечной мышцы. Строение сердца ребёнка в разные возрастные периоды. 70. Большой и малый круги кровообращения. Артерии, вены, капилляры: движение крови по сосудам сердца, головного мозга. 71. Кровь как компонент внутренней среды организма. Возрастной аспект. Частота пульсовой волны и артериальное давление у детей, изменения под влиянием физической нагрузки. Виды подросткового сердца подростка 72. Память. Виды памяти, особенности у детей. 73. Представление механизмах сна. 74. Функциональная асимметрия мозга. «Лево – и правополушарный человек». Особенности и различия. 75. Дети «индиго», тревожные дети и гиперактивные дети. Охарактеризуйте их. Перечислите основные факторы риска при обучении детей.
Метки: Ваша оценка: |