grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Вопросы к экзамену по Физиологии ВНД и сенсорных систем

Вопросы к экзамену по учебной дисциплине
«Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»
для студентов 2-го курса специальности «Психология»


Часть 1. Физиология ВНД


1. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности. Определение ВНД. Методы исследования ВНД. Основные ритмы ЭЭГ и их значение.
2. История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предпосылки возникновения учения И. П. Павлова о ВНД. Рефлекторная теория И. М. Сеченова.
3. Основные принципы рефлекторной теории. Эволюционные закономерности интегративной деятельности мозга. Понятие активности и реактивности.
4. Основные функциональные блоки нервной системы, обеспечивающие ВНД. Функционально-блочная схема работы мозга.
5. Сенсорные системы в функциональной организации мозга, их отличия от понятия «анализатор». Строение анализатора и общие принципы работы сенсорных систем.
6. Модулирующие системы в функциональной организации мозга. Формы активации и источники активации мозга. Пути неспецифического возбуждения для коры головного мозга.
7. Основы функциональной организации двигательных систем мозга. Особенности двигательного анализатора.
8. Третичные (ассоциативные) зоны коры как особый функциональный блок. Особенности их функционирования.
9. Врожденная деятельность организма. Безусловные рефлексы и их классификация. Инстинкты и инстинктивное поведение.
10. Функциональное состояние в структуре поведения. Уровни проявления функционального состояния. Шкалы функциональных состояний.
11. Нейроанатомия и индикаторы функциональных состояний.
12. Нейронные механизмы поведения. Сенсорные нейроны-детекторы, гностические нейроны, модулирующие нейроны, командные нейроны.
13. Сон. Структура и теории сна. Электрофизиологические параметры. Засыпание.
14. Стресс. Значение, механизмы. Схема развития стрессовой реакции.
15. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги по И. П. Павлову и Е. Н. Соколову.
16. Дуги безусловного и условного рефлекса по Э. А. Асратяну.
17. Концепция драйва и драйв-рефлексы по Ю. Конорскому. Импринтинг: необходимые условия и особенности.
18. Привыкание и сенситизация как стимулзависимое обучение.
19. Условные рефлексы как эффектзависимое обучение. Условия выработки условных рефлексов.
20. Динамика условнорефлекторной деятельности.
21. Механизмы образования условного рефлекса. Функциональные основы замыкания временной связи. Концепция Э. А. Асратяна.
22. Механизмы торможения условных рефлексов. Виды условного торможения.
23. Виды безусловного торможения условных рефлексов, их характеристика.
24. Доминанта и условный рефлекс. Динамика существования доминанты.
25. Нейрофизиологические особенности памяти. Временная организация памяти. Структурно-функциональные основы памяти и обучения.
26. Клеточные и молекулярные механизмы памяти и обучения.
27. Структура поведенческого акта. Функциональная система П. К. Анохина. Стадии поведенческого акта.
28. Поведение в вероятностной среде. Нейронные механизмы поведенческого акта.
29. Потребности, их детекция. Детерминанты потребности. Классификация потребностей.
30. Мотивация. Биологическая мотивация. Общие свойства различных видов мотиваций. Мотивация как доминанта.
31. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций.
32. Эмоции. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций
33. Нейроанатомиия и нейрохимия эмоций.
34. Особенности ВНД человека. Слово как сигнал сигналов. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка.
35. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Речевые функции полушарий.
36. Мозг, мышление и сознание.
37. Индивидуальные различия в высшей нервной деятельности человека. Донервная теория индивидуальности (Гиппократ, Э. Кречмер и др. ).
38. Теория И. П. Павлова о типах ВНД. Общие и человеческие типы ВНД.
39. Свойства нервной системы и индивидуальность. Темперамент в структуре индивидуальности. Темперамент и мозговые структуры по П. В. Симонову.
40. Ориентировочный рефлекс. Его структура и нейронные механизмы. Особенности ориентировочного рефлекса.
41. Определение биологической значимости раздражителя.

Часть 2. Физиология сенсорных систем

1. Основные понятия и принципы функционирования сенсорных систем.
2. Общие принципы работы сенсорных систем. Органы чувств, анализаторы, сенсорные системы.
3. Виды анализаторов. Сенсорные модальности. Свойства анализаторов.
4. Классификация рецепторов и их виды.
5. Механизм трансформации раздражения в возбуждение. Рецепторный и генераторный потенциал. Общая схема рецепторного акта.
6. Низшие нервные центры, их функции и значение для сенсорных систем.
7. Рецепторный отдел зрительного анализатора. Его строение и функционирование.
8. Строение зрительных рецептивных полей. Взаимодействие между центром и периферией в концентрических рецептивных полях.
9. Обработка зрительной информации в таламусе. Рецептивные поля нейронов НКТ.
10. Корковый отдел зрительного анализатора. Анализ зрительных раздражений нейронами зрительной коры. Рецептивные поля корковых нейронов.
11. Колончатая организация зрительной коры.
12. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизмы рецепции звука.
13. Проводниковый отдел слухового анализатора. Движение возбуждения к коре.
14. Восприятие звука.
15. Вестибулярный анализатор. Центральные механизмы чувства равновесия.
16. Кинестетический анализатор. Качества проприоцепции.
17. Тактильный анализатор.
18. Вкусовой анализатор.
19. Обонятельный анализатор.
20. Болевой анализатор. Нейрофизиологическая основа боли.
21. Антиноцицептивная система.
 

Ваша оценка: 
2.714285
Средняя: 2.7 (7 проголосовавших)